Тонкая грань между туристическим брендом и туристическим бредом

Евген Гаврилов
Точки над «i» в вопросе непривлекательного для гостей Смоленска

В тех случаях, когда речь заходит о создании чего-то принципиально нового для Смоленска и области, в первую очередь на ум приходят хронические оправдания властей — надо быть скромнееСмолян приглашают на открытие ржавых скверовТолько оценивать их еще нельзя - после зимы, якобы, будет лучше в своих желаниях, ведь денег у региона нет. Нет денег на создание новых культурных объектов в том же виде, в котором их описывает принятый проект. Нет денег, чтобы довести до ума уже начатые и поглотившие десятки и сотни миллионов рублей долгостроит. Нет денег ни на что, кроме как худо-бедно оставаться на плаву, подчеркивая звание региона-аутсайдера, средненького (в лучшем случае) во всех рейтингах и по всем показателям.

Однако, у человека, на счету которого больше ста изъезженных вдоль и поперек стран и, соответственно, многие тысячи посещенных городов, есть иное мнение на этот счет. Что и как делать можно и просто необходимо для того, чтобы вдохнуть в Смоленщину вторую жизнь, рассказал в рамках проектаВзлетная полоса, льняная клумба и война с базарными палаткамиСмоленск ждет сразу три новых зоны отдыха с принципиально разными концепциями «Мастерская городских инициатив» глава смоленского отделения Русского географического общества Александр Катровский.

«Глупо садиться, сложа руки и принимать факт, что Смоленску нет места во многих инвестиционных проектах сегодня, — начинает свой рассказ Александр Петрович. - Очевидно, что крупные денежные средства просто так на голову не падают, а государство предпочитает вкладываться в развитие агломераций и городов-миллионников. Однако, что мы видим сегодня во всем мире — „денежные мешки“ стекаются далеко не только и не столько в мегаполисы, а главное богатство XXI века — в креативном классе. Как любит повторять в своих трудах известный психолог, экономист и географ Ричард Флоридер — время, в котором мы живем, уникально. Никто не привязан к конкретному городу. Современной молодежи не интересна собственность, а каждый человек должен попытаться найти город своей мечты и уже там устраивать свою жизнь».

Создать комфортные условия для жизни и работы т.н. креативного класса и подобное начнет стремиться к подобному. Когда ты дизайнер, а твои соседи — современный архитектор, художник, любой интересный человек, тебе будет комфортно работать в этом окружении, делиться идеями, находить единомышленников. Потому так популярно сегодня понятие коворкинга, потому так быстро идут в рост арт-объединения и всевозможные лофт-пространства, открытые для взаимовыгодного сотрудничества людей.

По большому счету, в тезисе «стать городом мечты» и должна заключаться вся стратегия развития нашего региона. В любой сфере. Что это означает на конкретных примерах? Как в компьютерных играх, когда игрок прокачивая своего персонажа, не стремится сделать из него универсального солдата, но развивает его сильные стороны, делая героя непобедимым в своем классе, так же нужно поступать и с городом. Можно сколь угодно долго заимствовать хорошие идеи у других регионов, но даже если они и приживутся у нас, какой резон людям будет переезжать в город, где все заимствованное, а нет своего? Но чем сильны конкретно мы?

«Глубоко копать не нужно, — отвечает Александр Катровский, — в гонке промышленной мы безнадежно проиграли. В центральной России мы единственный город, в котором нет своего производства молока (говоря про полный цикл), водки, мясной продукции. Есть предприятия с каким-то одним этапом, но переработку мы потеряли — хорошо, есть Мираторг, но на Смоленщине он только выращивает бычков, а все сливки добавочной стоимости за счет переработки мяса получате Брянщина. Как говорил бывший глава департамента экономического развития Кожевников: „мы в любой момент можем забеременить любым производством, лишь был инвестор“. Но где здесь спецификация? Это не то, чем нужно привлекать и удивлять людей. Наша изюминка — туризм. Тот самый, который душат лень и нежелание что-то интересное делать со стороны чиновников. Но это именно то, чем мы сильны».

Насчет лени — показателен пример Этномира. Тематического парка, расположенного в Калужской области и потребившего за годы своего строительства миллиарды инвестиций (о чем Реадовка уже писалаГде на Руси смоленскому туристу жить хорошоКак относятся к культурному наследию в других городах в рамках своего туристического «сериала»). Не многие знают, что изначально Этномир планировался в Смоленской области, но договоренности не были достигнуты и шикарная туристическая зона ушла к соседям. Но мало того, по сей день мы продолжаем терять очки в гонке за привлечение внимания к Смоленщине — сейчас строится вторая очередь парка, посвященная регионам страны и, как отметил Александр Петрович, мы — чуть ли не единственная область, до сих пор не заявившая о себе там. Области, края и республики уже вовсю разрабатывают проекты своих площадок-представительств, готовясь получать барыши в виде туристической рекламы, а у нас это попросту никому не нужно.

«Пусть так, идти в соседний огород и там о себе кричать нам рановато, — говорит Катровский. — Сперва у себя порядок наведем, а что наводить? Тут поле непаханное. Наша история — Рог Изобилия, из которого только и черпай идеи и есть желающие их воплотить. Но все убивает нежелание договариваться со стороны властей. Евтушенков — самый богатый уроженец Смоленщины, не смог договориться с прошлыми губернаторами по вопросам создания тематического парка. Сейчас вроде бы что-то двигается — я встречался с его представителями, идет речь об открытии в Гагарине „Космослэнда“ — развлечения, история, современные технологии на родине первого космонавта — это же великолепно, но все, по-хорошему, должно было быть сделано еще вчера».

По словам географа, несомненным плюсом является наши рекреационные ресурсы — к западу от Москвы находимся мы и Тверская область, именно у нас и в окрестностях Твери проходят границы водоразделов Волги и Днепра, а значит, более благоприятная экологическая обстановка. Смог со стороны столицы к нам сносится куда реже, чем к остальным соседям, верховья рек априори значительно чище их более полноводных километров.

«О многом говорит и тот факт, что бывший министр экономики имел дачу именно в Смоленской области, — улыбается спикер. — Уж у него-то глаз наметан, знает, где лучше. К тому же, холмы — стоит подъехать к Смоленску от М-1, со стороны нефтебазы, открывается ВАУ-вид — весь город с его доминантой — Успенским собором, как на ладони. В Европе очень мало городов может похвастаться таким пейзажем. Но въедьте в города Европы, и „вау“ звучит там, а пересеки городскую черту у нас — и вместо „вау“ звучит в лучшем случае „неплохо“. А это не та оценка, которую нужно давать городу. Боремся за создание бренда — получаем много бреда. Некоторые зоны отдыха даже не нужно окультуривать, о них просто надо рассказывать — сколько раз слышал от гостей из Москвы, как приятно им просто посидеть на берегу озера в Талашкино. Музей им даром не нужен, а вот естественная, без шума и грязи природа — тот ресурс, который ими очень ценится. А мы хотим все в асфальт закатать, срубить и подвести под какие-то непонятные стандарты».

Город с душой, воспевающий свои вечные ценности — вот тот вектор, к которому, по словам Катровского, нужно стремиться как можно четче.

«И для этого нам необходим хозяйственный подход, — добавляет он, — либо — тот самый креативный класс, которому не мешают. По первому пункту сейчас не сравнить с тем, что было в 70-х, когда в Смоленске был главным архитектором Саасар. Город преобразился! Я к нему на прием зашел вместе со студентами МГУ, так чиновник без бумажки нам четыре часа вдохновенно рассказывал о будущем древних городов России, их развитии, планах — все это было от души, а не по отчетным документам „во второй вторник месяца“. Вышли из кабинета — зависть в возгласах молодежи услышал — ничего себе, смолянам повезло, говорят, когда такой рулевой есть! Хорошо, конечно, что сейчас дается старт второму пути — люди, идеи которых находят реализацию и к мнению которых прислушиваются, вполне могут стать той базой, вокруг коей и будет построен креативный класс нового Смоленска. Будем смотреть, во что выльется, но я верю в лучшее!».

Arctic Trip - пять тысяч километров по северу России

Евген Гаврилов

Интервью-анонс совместного проекта фотографа-путешественника Никиты Ионова и Readovka.
XXI век подарил нам безумное множество полезностей и изобретений, существенно облегчающих жизнь. Но самое главное, поменялось мировоззрение человека — путешественниками теперь становятся не один на миллион, а едва ли не каждый второй к 30 годам может похвастаться парой десятков посещенных городов и стран. И тем интереснее выглядит негласное соревнование между покорителями отдаленных мест и экзотических уголков нашей планеты. Теперь не достаточно уже забраться на самую популярную горную верши

...

И за МКАДом жизнь есть

Евген Гаврилов

Путешествие по поселку Совхоза имени Ленина с фотоаппаратом наперевес.
Туристические тропы бывают разными — одни ведут в дикие края, куда отваживаются заглянуть только самые смелые искатели приключений, другие же столь многолюдны, что и досторпимечательность, к которой они приводят, не сфотографируешь от обилия народу. Есть и третьи — нечто среднее, места, которые и экзотикой-то не назовешь, но и небезынтересные по своей сути. Путь наш лежал в этот раз на юг от Москвы, в, так сказать, ближайшее «Замкадье» — поселок Совхоза имени Ленина. Чисто экскурсионной напр

...


наверх