Типичный Брянск: между корреспондентом и админом сообщества - колоссальная разница

Надежда Майорова
Как создать с нуля самое крутое в городе комьюнити «ВКонтакте», о троллях и холиварах, о конкурентах и брянских СМИ, о будущем и настоящем – в первом серьёзном интервью с создателем крупнейшего городского сообщества

«Типичный Брянск» возник четыре года назад во время бума локальных городских сообществ «ВКонтакте», создаваемых по шаблону «Типичный N-ск». Сейчас это самый популярный паблик в городе с количеством подписчиков свыше 153 тысяч человек. О секретах популярности, своей аудитории и самых обсуждаемых постах нам рассказал напрямую сам создатель паблика Алексей.

Портрет Типичного создателя

Для начала хотелось бы сделать маленькую биографическую справку об «отце-основателе».

— Мне 23 года, скоро будет 24. Этим летом закончил университет И.Г. Петровского по специальности «реклама и связи с общественностью». В свободное время занимаюсь смешанными единоборствами, зимой катаюсь на сноуборде. Веду активный образ жизни, организовываю мероприятия, люблю посещать интересные фестивали и общаться с новыми людьми. В планах пойти учиться дальше и получить степень магистра, поэтому из Брянска я не намерен уезжать в ближайшие два-три года точно. Возможно, моё образование в дальнейшем повлияет на мою деятельность, поэтому придётся постараться.

На тот момент, когда ты поступал на свою специальность, кем ты видел себя в будущем? Ведь вряд ли «Типичный Брянск» это то, чем ты планировал заниматься.

— Это вышло совершенно случайно. У меня очень часто меняются интересы и многое чередуется в жизни. На тот момент я думал, что у меня будет веб-студия, потом хотел заняться арбитражем трафика (покупкой трафика в одном месте и его продажей в другом — прим.ред.), но в голове всё равно была мысль по созданию такого сообщества.

Вопрос с подвохом. Сейчас среда брянских сообществ выглядит немного безальтернативной, как и во многих городах. То есть существует одно главное сообщество, которое связано с другими. Их может быть сколько угодно, они сотрудничают, но тем не менее каждый хочет быть лучшим и первым. На каком этапе ты понял, что вы уверенно вышли вперёд и нужно сейчас набирать обороты?

— Создавая сообщество, я по поиску вышел на группы, в которых находилось около 15 тысяч человек. На тот момент эти цифры казались нереальными. Толчком в продвижении послужили ненавязчивые картинки или комментарии к постам. Достаточно было заспамить их, чтобы люди подписывались на новое брянское сообщество. Где-то за полгода мы многих обогнали и вышли на другой уровень. На данный момент половина из тех самых групп стали «мёртвыми», но не было той соломинки, которая переломила горб верблюду.

То есть, нет конкретного водораздела — вот вы существуете локальной тусовкой и вдруг в один день просыпаетесь знаменитыми?

— Наверное, можно выделить губернаторскую избирательную кампанию осени 2012 года. Тогда много было скандалов и политических дрязг. Народу негде было обсуждать политические новости, многие боялись последствий, а некоторых распирало от желания высказаться и пошутить. Мы предоставили такую площадку, и, да, это существенно поспособствовало продвижению «Типичного Брянска».

О Типичных буднях комьюнити №1

Кто принимал участие в работе сообщества?

— Поначалу я сам себе помогал, никого не было рядом. Потом начали подключаться люди, которые сменяли друг друга один за другим. Даже сейчас собрать до конца команду не получается. Есть только несколько человек, которые чётко отвечают за свои задачи. Если говорить «мы», то под этим словом я подразумеваю другие сообщества, такие как «ДТП Брянск» или «Ищу тебя». Например, человеку нравятся машины, он готов искать информацию, общаться с очевидцами на инициативных началах. Это большая работа. Мониторить каждый день новости с утра до вечера не каждый сможет.

Поначалу у вас долгое время были исключительно заимствованные новости, но позже вы пытались писать шуточные короткие посты, а сейчас цитируете местные издательства. Вы не могли определиться, что нужно вашей аудитории или искали сами себя в тот период?

— На самом деле многое зависело от жёсткой цензуры самого «Контакта». Нас периодически банят, то есть дают ограничения на ссылки. Начинается всё с одного дня, а потом наказание растёт до 3-4 недель. Однажды мы умудрились «влететь» на четыре месяца — тогда пришлось писать свои релизы. А так мы берём информацию у городских источников.

Сейчас вы ещё ищете свой формат?

— Да. Хотелось бы уже к осени выйти на другой уровень. Опережая ваш вопрос, будем ли мы делать из «Типичного Брянска» городской сайт, скажу нет. Очень давно у нас возникала такая идея, но она заглохла на корню. Мы делали свои репортажи, снимали видео, но как-то не особо заходило. Всё-таки разница между корреспондентом и администратором сообщества колоссальная. Хотя в будущем, может к этому и подойдёт, нельзя же всё время заниматься одним и тем же. Скучно!

Какое было самое чумовое предложение по сотрудничеству?

— Это было три года назад. Предлагали разместить рекламу наркотиков, причём за большие деньги и на полном серьёзе: «Покупайте соли-микс по такому-то адресу». Естественно, я проигнорировал, на что мне вскоре пришёл нелицеприятный ответ. Вообще частенько угрожают, пугают судами и прокуратурой. Нередко присылают светящиеся фонарики над крышами с чьих-то торжеств, утверждая, что это НЛО — «оно мигало в небе».

А ещё брянцы любят пиар. И неважно, какой он будет. Я очень хорошо помню пост со словами «В моём подъезде поселился Богомаз», мол я такой крутой, живу по соседству с чиновником. Бывает и откровенная тупость, когда фотографируют кран с ржавчиной, который протекает, а потом предъявляют, что мы такие-сякие не разместили, а он так старался.

Ну и беспроигрышный вариант — это легендарная фотография, на которой изображена белая маршрутка, а сзади неё написано «Больше в Брянск не поеду!!! Я так пить не умею». Её стабильно присылают раз в две недели.

«Баяны» регулярно просачиваются, мы не можем их игнорировать постоянно. Удивительно, но некоторые из них до сих пор набирают кучу репостов и комментариев. Пока «ВКонтакте» не придумали функцию дислайка, можно спокойно пользоваться старой проверенной инфой.

Как вы относитесь к тому, что ваши фотографии расползаются по всем городским сайтам Брянска? Вы перестали делать надписи на них с вашим логотипом, а многие и рады.

— Это ещё не законченная песня. Есть паблики, имена которых не хочется оглашать, но они в наглую воровали все наши посты, выдавая за свои. Есть и СМИ у нас в городе, которые не считают за правило хорошего тона указать элементарно источник. Мы не требуем активных ссылок и особо не обижаемся, но подписи под новостями по типу «фото из социальных источников» убивают. Хотя «ВКонтакте» считается открытым информатором, выглядит это несколько лукаво. И потом задаются вопросом, почему же мы отказываемся размещать их новости у себя.

Вам не приходило в голову, что вы сможете стать достойным конкурентом на рынке независимым СМИ Брянска? К вам приходят фотографии, на которых не только «смешнявки», но и реальные живые новости. Многие узнают о происшествиях от вас. Можно же нанять человека, который будет звонить куда нужно, подтверждать информацию и делать эксклюзив.

— Была у нас такая идея создать СМИ. Мы продумали уже и логотип сайта, и название, и домен, но повторюсь, сейчас это не главный вопрос. А что касается пресс-релизов, то мы бы облегчили работу многим журналистам, которым лень позвонить и проверить достоверную информацию.

О Типичных комментаторах и нетипичных предложениях

Какой пост стал за всю историю паблика самым «холиварным»? Так сказать, выделился из общей массы и запал в душу.

— Были резонансные новости. Например, ДТП в Фокинском районе два года назад, когда погибли молодой человек и девушка. Ещё в сентябре 2014 года какой-то наркоман из Бежицы взял в заложники соседского 9-летнего мальчика. Он требовал дозу героина и водку, а пареньку угрожал ножом. Это были выходные. Все СМИ бездействовали, новость разошлась именно от нас. Люди очень переживали и регулярно отписывались в комментариях, вели, можно сказать, репортаж в реальном времени. В итоге сумасшедшего застрелили, а ребёнка вынесли на руках к матери.

Ещё вспышка произошла, когда Владимир Путин снял с должности Николая Денина. Ну а из холивара могу вспомнить только споры насчёт «АвтоВАЗ», когда набралось больше 1000 комментов.

Как ты думаешь, до каких пределов может расти паблик?

— Потолок есть, конечно, он и сейчас ощущается. Каждый день железно вступает где-то 100-150 человек. Думаю, ещё год будет стабильность, а потом уже будем смотреть по обстоятельствам.Играет свою роль так называемая «умная лента». Если что-то разместить через биржу, то охват поста будет составлять около 25 тысяч человек, а при обыкновенной публикации мы сразу прощаемся с двумя-тремя тысячами просмотрами. Это особо ничего не меняет, просто нужно будет придумывать более качественный контент.

Есть ли вы в других социальных сетях? Наверняка публика везде разная, получается, что и подход к каждой нужен индивидуальный.

— Да, мы есть на «Одноклассниках». Аудитория, конечно, очень специфическая. Какая-нибудь фотография ёлки может собрать до 5 тысяч «классов», а что-то вообще проигнорируют. Естественно, мы не занимаемся там троллингом и не публикуем посты или картинки с матом, чтобы не задеть подписчиков и не разжечь войну между ними и нами.

Есть инстаграм и твиттер, но там много работы. Нужно искать свой формат, но не могу сказать, что это эффективная подача. Что касается «Фейсбука», то даже не пробовали, хотя многие предлагают сделать что-то наподобие «Типичного Брянска» там. Я считаю, что не стоит распыляться на всё подряд, нужно сначала усовершенствовать основное, а уже потом потихоньку переходить на другие сети.

Кто ваша аудитория, а точнее самая активная её часть?

— Судя по статистике, это девушки 21-24 лет — их 57% в сравнении с парнями.

Есть ли у вас городские любимчики, которые постоянно комментируют или присылают вам информацию?

— Самые центровые комментарии у нас пишет Николай Антоненко. Говорят, это реальный человек, и фотографии у него на странице вполне себе из жизни, сделаны на улицах Брянска. Очень своеобразный человек. Он изрекает мемориальные фразы, которые порой вообще никакого отношения к делу не имеют, но с другой стороны, возможно, это очень тонкая провокация или ирония.

Вряд ли с ним кто-то сравнится, разве что Валерий Набутов, хотя это 100% фейковый аккаунт. В своё время он прославился тем, что грозился под каждым постом нас выследить и поубивать. Бывало и такое, что он звонил нам и хвалился связями в ФСБ и полиции. Позже выяснилось, что этот человек вообще никакого отношения к этим органам не имеет. Люди его раскрыли и теперь донимают. Он сам виноват, что сейчас оказался в такой ситуации и сам боится местных жителей.

Тебе же наверняка предлагали продать паблик. Какую самую высокую цену называли за твои труды?

— Я могу назвать самую низкую цену — 10 тысяч рублей. В ходе разговора, когда человек понял, что мне тупо смешно от его предложения, он предложил уже 40 тысяч. Правда, торги так и не получили своего продолжения. А самая высокая цифра — 1 миллион рублей.

Люди привыкли, что всё делается бесплатно, хотя любая фотография с ссылкой на сообщество или мероприятие является рекламой. Чтобы продолжать свою деятельность, мы отдаём 13% НДС и около 30% «Контакту». Вот и посчитайте, в какие затраты нам вылезает, казалось бы, просто администрирование сообщества. Мы вовремя поймали свою «волну» и раскрутились довольно быстро, не прибегая к рекламе на других пабликах, а конкуренты сейчас пробиваются, как могут. Но...

«Соловьиная роща» стал соринкой в чужом глазу для мэра Соваренко

Евген Гаврилов

Придираясь к каждому объекту неплохого, в общем-то, парка, чиновники нахваливают рассыпающиеся в день открытия скверы.
6 ноября парк «Соловьиная роща» получил наконец долгожданное добро на открытие от городских властей. Шли к этому событию долго, сквозь митинги, петиции, громкие обещания, опасения быть обманутыми и многие тысячи листов бумаги, исписанных бюрократией во всей своей красе. Про причины задержки с открытием (которое обещали еще до Дня города провернуть) мы уже писали подробно и не раз, а потому напомним вкратце.Мэр города Владимир Соваренко еще весной регулярно отчитывался как н

...

Мошенники «разводят» водителей новым способом

Николай Медведев

Заплатите 490 рублей мошенникам, или придется платить официальный штраф 3 тыс. полиции.
За то, что не сообщат в ГИБДД о нарушении правил парковки, комбинаторы требуют перевести «всего лишь» 490 рублей на указанный ими электронный кошелек. Аферисты в Санкт-Петербурге под дворниками авто оставляют записки такого содержания:

...


наверх